Изменение хозяйственного механизма ЖКХ в России

Как оно будет происходить? Что сейчас делается в этом направлении? Прежде всего нужно понять, что жилищное и коммунальное хозяйство в том виде, в котором оно было сформировано в 20-е годы советской власти, никогда не адаптируется к рыночным условиям, к рыночным механизмам.

Оно и сегодня осталось типичным продуктом социалистической, административной системы управления. Системы, которой уже нет. Поэтому Госстрой России в течение целого ряда лет делает огромные усилия по разработке нормативных и законодательных актов, которые должны в корне изменить хозяйственный механизм ЖКХ.

Но это не так просто и не так быстро: Россия — огромная страна, которая обладает колоссальной инерцией. Эта инерционность в различных отраслях промышленности постепенно уходила в процессе приватизации, демонополизации производств и т. д. Одной из самых последних отраслей экономики, основательно еще не поменявшихся, осталась коммунальная. Что же в первую очередь нужно сделать для перехода на рыночные отношения? Самое главное, отделить жилищный сектор от производителей коммунальных услуг. Это — самостоятельный сектор, который должен находиться не вместе с коммуналкой, а как бы в противовес ей состоять в договорных отношениях.

Одни производят и подают воду, газ, тепло, электричество, другие — как домовладельцы — должны их купить. Но вопрос: а кто же сможет стать «покупателем» коммунальных услуг? ЖЭКи и РЭПы? Нет! Они никогда не смогут это делать на должном уровне. Почему? Что такое жилищно-эксплуатационная контора (или структура, его заменяющая) сегодня? ЖЭК существует, практически, независимо от жилья. Если сравнить с теми же поставщиками коммунальных услуг — теми же водоканалами, то последние являются нормальными производственными предприятиями, на балансе которых огромные основные фонды, которые несут ответственность за свою продукцию, за его качество… А ЖЭК — это организация, которая как бы прилеплена сбоку к жилищному фонду. Кроме названия, она какими-то серьезными экономическими рычагами с жильем практически не связана. (Правда, в Москве они уже начинают работать по правилам рынка — их нанимают дирекции единого заказчика. Но это пока скорее исключение, чем правило, к тому же даже в этом случае такие ЖЭКи не являются полностью рыночными структурами.) С другой стороны, ЖЭКи сейчас сами собирают деньги, планируют свою работу, оценивают ее, выполняют и сами себе ее оплачивают.

В условиях недостаточного финансирования и низкого уровня оплаты населением от 70 до 90 процентов средств жилищных организаций идет на зарплату сотрудников аппарата. Ни на строительные материалы, ни на выполнение подрядных работ у этих жилищных организаций средств не остается. Прежде, во времена, когда была партийная и административно-командная система — и парткомы, и домкомы, и народный контроль — ЖЭКи отвечали перед ними за вверенные им дома. Были правила, которые предписывали, что этот ЖЭК в каждый конкретный период должен делать по регламенту — когда чинить трубу, когда ремонтировать крышу, когда заменять кухонную плиту или раковину в ванной… Там все было расписано и продумано, достаточно было «слепо» выполнять эти правила, и этого было вполне достаточно, чтобы худо ли, бедно ли поддерживать жилой фонд в нормальном состоянии.

Да и не надо забывать, что начальник ЖЭКа имел в кармане партбилет — действенный рычаг влияния. Эта система «держала в узде» весь жилищно-коммунальный механизм. Теперь ее нет. Кроме районной администрации, других, более серьезных механизмов воздействия на руководителей ЖЭКов нет. А у последних нет практически никакой серьезной мотивации поддерживать жилой фонд не то что в отличном, хотя бы в удовлетворительном состоянии.

Использован материал портала по услугам грузоперевозок: el-pereezd.ru

Добавить комментарий